• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1757"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов
    Входимость: 5. Размер: 124кб.
    2. Феоптия. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    3. Тредиаковский В. К. - В Синод, 14 мая 1757 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    4. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Александр Петрович Сумароков
    Входимость: 2. Размер: 140кб.
    5. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Василий Кириллович Тредиаковский
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    6. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    7. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Владимир Игнатьевич Лукин
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    8. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Начало русского сентиментализма
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    9. Пумпянский Л. В.: Тредиаковский. Глава 7
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    10. Письма
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    11. Русские писатели 18 века (Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин )
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    12. Душина Л.Н.: Русская поэзия XVIII века. Глава III. "Могучий русским духом" М. В. Ломоносов
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    13. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    14. Биография (вариант 4)
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    15. Севастьянов О.: Первый поэт России
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    16. Тимофеев Л.: Василий Кириллович Тредиаковский. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    17. Тредиаковский В. К. - Разумовскому К. Г., 9 марта 1747 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Тредиаковский В. К. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    19. Коровин В., Федоров В.: Тредиаковский В. К.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    20. Ранчин А.: Первый век русской литературной критики
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    21. Душина Л.Н.: Русская поэзия XVIII века. Глава VIII. У истоков русского романтизма. М. Н. Муравьев
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    22. Лебедев П.: Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков - спор о стиле
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    23. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Василий Васильевич Капнист
    Входимость: 1. Размер: 26кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Михаил Васильевич Ломоносов
    Входимость: 5. Размер: 124кб.
    Часть текста: и замечательный поэт Михайла Васильевич Ломоносов, сын крестьянина, человек необъятных дарований и научной энергии. Пушкин сказал о нем: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Белинский же так говорил о первых шагах новой русской культуры: «Первые попытки были слишком слабы и неудачны. Но вдруг… на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставит ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному… С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Жизнь Ломоносова до 1736 г. Ломоносов родился в 1711 г. на севере нашей страны, на Северной Двине, на острове Куростовском, в деревне Денисовке, против города Холмогор. Здесь он и прожил до 19 лет. Русский народ выдвинул Ломоносова в ответ на петровские преобразования. Неслучайно при этом, что Ломоносов появился именно в Северном Поморье. Эта область издавна, еще с XVI века, да и гораздо раньше, находясь в особых своеобразно счастливых условиях, была в конце XVII и в начале XVIII века центром народной культуры. В свое время ее не затронуло...
    2. Феоптия. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: сомнительное с точки зрения церковной ортодоксии. 24 февраля 1755 г. он получил заключение Синода, в котором ему сообщалось, что в "Феоптии" "никакой противности церкви святой не присмотрено..." (Пекарский, т. 2, стр. 173). Обезопасив себя от духовной цензуры, Тредиаковский 17 марта 1755 г. обратился к президенту Академии наук с "доношением", в котором просил напечатать "Феоптию" в академической типографии на его собственный счет. Академическая канцелярия ответила Тредиаковскому, что "Феоптия" будет печататься только тогда, когда "начатые в типографии книги будут окончены печатанием" (Пекарский, т. 2, стр. 174), и спрашивала, не имеет ли он намерения печатать ее в Москве (имея в виду, по-видимому, московскую Синодальную типографию). 10 августа 1755 г. Тредиаковский ответил на это решение очень раздраженно и обиженно. Он подтверждал свое желание печатать обе рукописи в Петербурге, в академической типографии, с горечью отметив убийственный для него смысл решения канцелярии: "Но понеже в академической канцелярии определено печатать... тогда, когда печатные книги в типографии печатию окончатся, чего ни мне, ни внукам моим не дождаться: того ради, пока просил я его (президента. - И. С), чтоб повелеть их мне назад отдать обратно" (Пекарский, т. 2, стр. 174). Академические власти, несмотря на повторно выраженное,Тредиаковский желание печатать "Феоптию" в Академии наук, придрались к его просьбе "отдать обратно" рукопись и отказали ему в печатании. Тредиаковский болезненно переживал этот "удар" в числе прочих "уязвляющих" его действий академической канцелярии и литературных врагов. В апреле 1757 г., отчаявшись добиться печатания в Петербурге...
    3. Тредиаковский В. К. - В Синод, 14 мая 1757 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: епистолу черныя моея Феоптии 1 да и рассудил о параграфе, начинающемся сими стихами: Как овцы нам дают в потребность нашу волну, Так, будто напрерыв пред ними, черви полну Чудес способность всю к мягчайшим тем шолкам Достаточно велми, оказывают нам. Предивно! какову в себе являют силу! Готовят как свою богатую могилу! От семени опять рождаются те как! И на себя потом берут червиный зрак! Червяк собою тот нам кажется толь гнусен, А делать нежный шолк на щогольство искусен! Да и рассудил, доношу, что сей параграф мало и весьма кратко предлагает о толь дивном естественном чуде, достойном для Зиждителевы мудрости обстоятельнейшего несколько описания; чего ради и прибавил я к сим десяти стихам еще двадцать следующих стихов, основанных на 38 главе Иова, 2 а именно, Возможет ли сие ум благочестно здрав Припадку приписать толь глупу для исправ? Художники поднесь, искусством в них неложным Могли ль подобны быть червям немногоможным? Изобрели ль они хоть средство, что б им вить Толь равну, тонку толь, и толь блещащу нить? Другое что у них в руках толь озаренно, Чтоб делать им парчи цветами распещренно? Кто весть, как сок листков толь в распростерту вервь С сугубым слоем в ней, тот обращает червь? Как, ощутивши пар, мокроточка бестечна Стать может толь крепка и быть вдоль бесконечна? И кем червочик сей бывает опасен? Да будет от зимы в убежище спасен? В том окутавшись шолку, чему есть сам начало Не движась там в бой и не дыша ни мало Не в гробе ль он своем так неживя живет, Что паки крил себе, восстав в жизнь нову, ждет? Кто ж мудрость такову к прядению червочку И дал, чтоб воскресать погодно, как цветочку? Не меньше дивно есть, И ПРОЧАЯ РЯДОМ. 2 Того ради покорнейше прошу...
    4. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Александр Петрович Сумароков
    Входимость: 2. Размер: 140кб.
    Часть текста: Петрович Сумароков 1730-1750-е годы – время формирования европеизированной, послепетровской дворянской интеллигенции как более или менее значительной группы. Именно в эти годы довольно многочисленные представители дворянской, главным образом столичной, молодежи начинают заниматься делами культуры серьезно, уделяя им огромное внимание, считая культурную работу делом своей жизни. Уже через несколько лет после смерти Петра дворянство, освободившееся от палки лютого царя, но замечательного деятеля, уставшее от ломки старого и стройки нового, довольное тем, что прогрессивный пыл Петра уступил место пассивности его более покладистых преемников, выделило свою интеллектуальную аристократию, которая принялась за устройство своей собственной, кастово-ограниченной культуры. Эта новая дворянская интеллигенция, жадно вбиравшая опыт западноевропейских феодальных традиций, но не чуждавшаяся и передовых течений мысли, шедших с Запада, должна была противопоставить свой тип мировоззрения, морали, просвещения, бытовых навыков тому «плебейскому» облику также новой и также европеизированной культуры, который воплощали люди петровского закваса типа Тредиаковского и который гениально воплотился в Ломоносове. Дело шло о создании дворянского просветительства, о создании литературы относительно передовой, ставящей своею целью воспитание дворянства, о создании литературы руками дворян. Нужно сразу же подчеркнуть, что по мере углубления этой дворянской культуры, по мере увеличения запросов интеллектуального порядка в среде новой дворянской интеллигенции и в ее литературе и сама эта интеллигенция, и ее литература все более и более преодолевали узкоэгоистическую сословно-классовую ограниченность и тем самым все более отрывались от основной реакционной невежественной дикой «массы» помещичьего класса. Вместе с тем наиболее передовые группы дворянской интеллигенции...
    5. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Василий Кириллович Тредиаковский
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    Часть текста: выражения, школярский педантизм. Все это создало ему еще в 1750-1760-х годах совсем особое положение в литературе, сделало легким предметом насмешек и стало одной из причин печального, вернее трагического, характера его биографии. Другая причина, главная, – социальная судьба плебея-ученого в дворянской монархии. Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 г. в Астрахани в семье священника со средним достатком. Случайно жившие тогда в Астрахани католические монахи научили его латыни. В 1722 г. в Астрахани был Петр, за ним приехал Дмитрий Кантемир, отец сатирика, взявший с собой своего секретаря Ивана Ильинского (литератора, учителя Антиоха). Беседы с Ильинским раскрыли перед юношей Тредиаковским мир знания. Он бежит в 1723 г. в Москву, где два года учится в Славяно-латинской академии. В 1725 г. он совершает второй, более смелый, побег за наукой; он отправляется в Гаагу, откуда в 1727 г. попадает в Париж, и здесь, в Сорбонне, лучшем европейском университете того времени, учится 3 года. В 1730 г. он возвращается (через Гаагу) в Россию во всеоружии европейской филологической науки. В Москве он приглядывается к новым явлениям в русской литературе, с восторгом читает в обществе вслух сатиры Кантемира, высказывается в атеистическом духе (если верить показаниям невежественного церковника Малиновского), сочувствует борьбе Феофана против староцерковной партии и называет священников «Тартюфами» и «сволочью»[57]. По всему видно, что не только эрудицию он привез из Парижа, но и программу действий воинствующего просветителя. Только что изданный им перевод аллегорического романа «Езда в остров любви» (1730) он рассматривает тоже как демонстративно-светское...
    6. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: 20 лет) сбежал из Астрахани в столицу, где на протяжении 2-х лет учился в Славяно-греко-латинской академии. Тредиаковский в 1725 году, не удовлетворенный богословско-схоластическими учениями в академии, отправился в Гаагу, а после в Париж, в Сорбонну. В данном лучшем университете Европы, бедствуя, он проучился 3 года и, получив образование ученого-филолога, в 1730 году он вернулся в Россию, для того чтоб служить просвещению своей родины. Самой светлой порой в его жизни является начало его деятельности в области литературы. В Россию Тредиаковский вернулся атеистом, который с восторгом читал сатиры, написанные Кантемиром, который называл деятелей церкви сволочью и тартюфами. Он сразу же включился в жизнь общественности, выступал сторонником «абсолютизма просвещенного», защищал деяния Петра. В «Елегии на смерть Петра Великого» Тредиаковский раскрыл историческое значение петровских реформ. В это же самое время Тредиаковский занимается переводом романа П. Тальмана, который был по содержанию советским, под названием «Езда на остров Любви». Данный роман был воспринят...
    7. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Владимир Игнатьевич Лукин
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: Лукин Владимир Игнатьевич Лукин Такой же смысл имела литературная вражда Сумарокова и всех его учеников с драматургом Владимиром Игнатьевичем Лукиным (1737-1794), решившимся выступить против литературно-идеологического авторитета главы русского дворянского классицизма и против устоев дворянского искусства в целом. Лукин не смог сам создать достаточно ярко выраженного стиля, его творческая деятельность не достигла значительных художественных высот, но тенденции этой деятельности были достаточно определенны: он явился проводником новых принципов буржуазной драматургии Запада на русской почве. Лукин происходил из мелкопоместной дворянской семьи и почти всю жизнь был чиновником, «подьячим». Он начал службу мелким сенатским чиновником, а под конец жизни дослужился до высокого чина действительного статского советника. Впрочем, в это последнее время он уже не занимался писательством. Его литературная деятельность падает почти целиком на 1760-е годы, отчасти захватывая начало 1770-х. Она связана с инициативой его начальника по службе в «кабинете» императрицы И. П. Елагина, управлявшего казенным петербургским театром. И. П. Елагин, учившийся в свое время в Шляхетном кадетском корпусе, начал свою литературную деятельность верным учеником Сумарокова, одним из активнейших участников его школы в первом, раннем ее составе. Он писал стихи, подражая Сумарокову, прославлял его в своих стихах и нападал на противника своего учителя, Ломоносова. Это было в 1750-х годах. Тогда же он переводил комедии Мольера и др. для руководимого Сумароковым театра. В 1760-х годах Елагин увлекся новыми веяниями в литературе. Он сам не порвал с Сумароковым, но драматургическая позиция учителя его более не удовлетворяла, и рамки классицизма вообще стали ему тесны. Как начальник театра, ...
    8. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Начало русского сентиментализма
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: При этом первыми носителями этого стиля были недавние ученики Сумарокова, и среди них глава школы русского классицизма второго призыва Херасков. Именно с начала 70-х годов проникают в русскую литературу веяния сентиментализма в облике ли передовой буржуазной драмы Запада, в облике ли идейно-аморфной умиленной идиллии (Геснер). В дальнейшем активные, радикальные элементы драматургии типа Мерсье в России остались достоянием передовой радикальной и явно внедворянской мысли. Русский дворянский сентиментализм даже в творчестве Руссо усмотрел не разрушительное мировоззрение, а интимную лирику. Психологизм, культ чувства, эмоции, умиление становятся для многих дворянских интеллигентов на место культа разума, рационалистического решения проблем жизни. Разуверившись в силе «разумной» деятельности, эти напуганные бунтами и революциями люди замыкаются в себя самих, ищут утешения в своих личных переживаниях, уходят в интимный мир лирики. Разуверившись в объективной действительности, страшной и не сулящей им никаких надежд, они обретают некую тень спокойствия, допустив, что эта объективная действительность – мириж, что истина – это их собственное чувство, которого никто у них не отнимет. Это был отказ от жизни, от политической активности...
    9. Пумпянский Л. В.: Тредиаковский. Глава 7
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: этот занял 30 лет жизни Тредиаковского (он начал переводить Роллена в 1738 г., а закончил последний том Кревье незадолго до смерти). Что им руководило в упорной работе над таким циклопическим предприятием, да еще вперебивку с десятками других трудов, оригинальных и переводных? Конечно, прежде всего, желание дать России самый лучший, по тогдашнему уровню знаний, свод истории античного мира. В предисловии ко II тому "Римской истории" (1762) больной полунищий старик, трогательно признаваясь перед публикой в своей бедноте, пишет (мы слегка упрощаем язык): "всемогущему слава! По окончании Греческой истории Роллена, вижу, что переведен и напечатан не только первый том его же Римской истории, но уже и второй. Однако осталось ее еще 14 томов. А у меня хоть и есть еще силы, чтобы и их перевести, но нет уже средств к их напечатанию... сколь ни крайне желаю не прейти в неминуемую вечность без этой второй, но не отделяемой от первой, услуги дражайшему отечеству". Эти благородные слова патриота-просветителя достаточно характеризуют его главную цель. Она была достигнута. Карамзин...
    10. Письма
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Письма Тредиаковский В. К. - Шумахеру И. -Д., начало января 1731 г. Тредиаковский В. К. - Шумахеру И. -Д., 18 января 1731 г. Тредиаковский В. К. - Шумахеру И. -Д., 27 января 1731 г. Тредиаковский В. К. - На высочайшее имя, 12 ноября 1740 г. Тредиаковский В. К. - Кантемиру А. Д., 14 марта 1743 г. Тредиаковский В. К. - Кантемиру А. Д., 11 августа 1743 г. Тредиаковский В. К. - Члену Собрания Академии наук, 26 мая 1746 г. Тредиаковский В. К. - Винсгейму X. -Н., 4 августа 1746 г. Тредиаковский В. К. - Разумовскому К. Г., 9 марта 1747 г. Тредиаковский В. К. - Делилю Ж. -Н., 13 декабря 1747 г. Тредиаковский В. К. - Миллеру Г. -Ф., 18 апреля 1748 г. Тредиаковский В. К. - В Канцелярию Академии наук, 11 января 1749 г. Тредиаковский В. К. - В Синод, 14 мая 1757 г. Тредиаковский В. К. - В Канцелярию Академии наук, май 1760 г. Тредиаковский В. К. - В Канцелярию Академии наук, 30 мая 1762 г. Тредиаковский В. К. - В Канцелярию Академии наук, 2 октября 1762 г. Тредиаковский В. К. - В Канцелярию Морского шляхетного кадетского корпуса, 14 марта 1767 г.