• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1726"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Описание грозы, бывшей в Гаге
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    2. Песенка, которую я сочинил, еще будучи в московских школах, на мой выезд в чужие края
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Эпштейн Михаил: Тредиаковский В. К.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    4. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    5. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Положение России при Петре I
    Входимость: 2. Размер: 141кб.
    6. Тимофеев Л.: Василий Кириллович Тредиаковский. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    7. Автобиографическая записка (Отрывок)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Ляцкий Е. А.: Тредиаковский (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон Энциклопедический словарь.)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    9. Русские писатели 18 века (Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин )
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    10. Тредиаковский В. К. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    11. Биография (вариант 7)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    12. Вдовина Л. Н.: Тредиаковский В. К.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Биография (вариант 5)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    14. Сумароков А. П.: Ответ на критику
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Севастьянов О.: Первый поэт России
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    16. Самаренко В. П.: В. К. Тредиаковский в Астрахани
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    17. Биография (вариант 9)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    18. Серман И. З.: Тредиаковский В. К. (Большая советская энциклопедия, 1969—1978)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    19. Тредиаковский В. К. (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь, 2000)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Лео Сильвио (Л. К. -Т.): Тредиаковский В. К.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    21. Пумпянский Л. В.: Тредиаковский. Глава 7
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    22. Коровин В., Федоров В.: Тредиаковский В. К.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Описание грозы, бывшей в Гаге
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Описание грозы, бывшей в Гаге ОПИСАНИЕ ГРОЗЫ, БЫВШЕЙ В ГАГЕ С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи, Небо закрыли, В страх помутили! Молнии сверкают, Страхом поражают, Треск в лесу с перуна, И темнеет луна, Вихри бегут с прахом, Полоса рвет махом, Страшно ревут воды От той непогоды. Ночь наступила, День изменила, Сердце упало: Всё зло настало! Пролил дождь в крышки, Трясутся вышки, Сыплются грады, Бьют вертограды. Все животны рыщут, Покоя не сыщут, Биют себя в груди Виноваты люди, Бояся напасти И чтоб не пропасти, Руки воздевают, На небо глашают: "О солнце красно! Стань опять ясно, Разжени тучи, Слезы горючи, Столкай премену Отсель за Вену. Дхнуть бы зефиром С тишайшим миром! А вы, аквилоны, Будьте как и оны; Лютость отложите, Только прохладите. Побеги вся злоба До вечного гроба: Дни нам надо красны, Приятны и ясны". 1726 или 1727 Примечания Описание грозы, бывшей в Гаге. Написано в 1726 или 1727 г. (в начале 1726 г. Тредиаковский прибыл в Голландию, в конце 1727 г. находился уже в Париже). В Гааге Тредиаковский жил у русского посла графа Головкина. Треск... с перуна, И темнеет луна. Так как гроза происходит, как ясно из дальнейшего, днем, то речь идет не о том, что реально затмевается луна. Смысл стиха или в том, что свет молнии затмевает по блеску луну, или же, вернее, что от молнии меркнет, темнеет зарево (судя по рифме, надо читать "луна", а по-польски t una - зарево, z piorunu - от молнии). Полоса - здесь: молния. Ночь наступила, День изменила - днем стало темно, как ночью. 5 крышки - в крыши. На небо глашают - вопиют к небу, обращаются с мольбой. Столкай премену - отгони грозу (перемену погоды). Как и оны - т. е. как зефиры.
    2. Песенка, которую я сочинил, еще будучи в московских школах, на мой выезд в чужие края
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Песенка, которую я сочинил, еще будучи в московских школах, на мой выезд в чужие края ПЕСЕНКА, КОТОРУЮ Я СОЧИНИЛ, ЕЩЕ БУДУЧИ В МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ, НА МОЙ ВЫЕЗД В ЧУЖИЕ КРАЯ Весна катит, Зиму валит, И уж листик с древом шумит. Поют птички Со синички, Хвостом машут и лисички. Взрыты брозды, Цветут грозды, Кличет щеглик, свищут дрозды, Льются воды, И погоды; Да ведь знатны нам походы. Канат рвется, Якорь бьется, Знать, кораблик понесется. Ну ж плынь спешно, Не помешно, Плыви смело, то успешно. Ах! широки И глубоки Воды морски, разбьют боки. Вось заставят, Не оставят Добры ветры и приставят. Плюнь на суку Морску скуку, Держись черней, а знай штуку: Стать отишно И не пышно; Так не будет волн и слышно. Весна 1726 Примечания Песенка, которую я сочинил, еще будучи в московских школах, на мой выезд в чужие края. Написано весною 1726 г., очевидно, незадолго до того, как Тредиаковский, по отзыву начальства духовной академии, "бежал" за границу. Знатны нам походы - знакомы нам (морские) походы. Приставят - здесь: приведут к пристани. Морску скуку - морскую болезнь. Держись черней - держись берега. Знай штуку - знай (лоцманское) искусство (польск. sztuka - искусство). Стать отишно и не пышно - стать в затишье, со свернутыми парусами.
    3. Эпштейн Михаил: Тредиаковский В. К.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Эпштейн Михаил: Тредиаковский В. К. Тредиаковскому принадлежат первые стихи о природе на русском языке: "Песенка, которую я сочинил, еще будучи в московских школах, на мой выезд в чужие краи" (1726), "Описание грозы, бывшия в Гаге" (1726 или 1727) и др. Трогательно-наивны описания самых резких и общих перемен в погоде, сезонных примет, напоминающие "примитивы" детской поэзии: Весна катит, Зиму валит, И уж листик с древом шумит. Поют птички Со синички, Хвостом машут и лисички. Характерны ласкательно-уменьшительные наименования. В рамках классического, социально ориентированного сознания природа может восприниматься как нечто игрушечное, младенческое, что ведет к преобладанию литоты (художественного преуменьшенья) в поэтике пейзажа. Подобное "уменьшительное" восприятие природы вновь обретет художественную значимость у самого социального поэта ХХ века - В. Маяковского (ср.: "... по небу тучи бегают и дождик толст, как жгут"). Тредиаковский - автор уникального для русской литературы произведения - поэмы "Феоптия" ("Созерцание Божества", 1750-1735), с энциклопедической широтой трактующей вопросы философского познания природы.
    4. Биография (вариант 6)
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: наук, где в 1735 выступил с речью о необходимости реформы стихосложения, издания курса поэтики и подготовки полного словаря русского языка. Новую систему стиха — силлабо-тоническую, основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, — Тредиаковский предложил в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735); здесь же изложена система поэтических жанров классицизма и впервые в русской поэзии даны образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Реформа стихосложения, предложенная Тредиаковским, была построена на национальной русской основе и во многом определила дальнейшее развитие всей русской поэзии, ибо тонический принцип ближе к акцентной природе русского стиха. Тредиаковский был непоследователен в своей реформе: он тонизировал только одиннадцатисложный и тринадцатисложный стихи, а в коротких стихах сохранил силлабику; основным размером он объявил хорей, отвергнув ямб и возможность сочетания мужских и женских рифм. Реформа Тредиаковского была завершена М. В. Ломоносовым , который теоретически обосновал широкие возможности ямбического стиха и реализовал их практически в своих одах 1740-х. В 1745 Тредиаковский стал академиком. В том же году произнес программное...
    5. Гуковский Г.: Русская литература XVIII века. Положение России при Петре I
    Входимость: 2. Размер: 141кб.
    Часть текста: русской литературы по старой и справедливой традиции начинается и в общих курсах, и в университетском преподавании с первой четверти XVIII столетия, т. е. со времени Петра I. В самом деле, это был переломный период русской культуры, как и русской истории вообще. Положение России при Петре I Конечно, тот переворот, который произвел Петр в социально-политическом и культурном укладе Руси, был подготовлен предшествующим развитием страны, конечно, и то решительное сближение с Западом, которое является характернейшим признаком петровского времени в области культуры, намечалось еще и до Петра. Однако именно в петровское время элементы новой европейской культуры пропитали все отрасли культурной жизни верхушки русского общества в несравнимо большем количестве, чем это могло быть раньше, и дело шло уже не только о количестве этих элементов, но и об общем характере, о качестве новой культуры, решительно отличавшем ее от старины. Между старым обликом жизни, медленно развивавшейся в боярских домах и в царских приказах XVII века, и новой лихорадочной деятельностью людей, окружавших Петра, легла пропасть. Отдельные «западники» прошлого, вроде В. В. Голицына, любовника царевны Софьи, ценителя европейского образования и изысканных форм быта, или боярина Артамона Матвеева, покровителя театра при дворе Алексея Михайловича, были исключением в своей среде; глубокие процессы экономического и политического роста страны, толкавшие ее к сближению с Западом, с его техникой, с добытыми им организационными формами государственной жизни, не могли еще в XVII столетии взорвать косные навыки правительства, боярства, купечества, цеплявшихся за старину и уступавших «новизне» с трудом. Все изменилось при Петре, когда сам царь с ожесточением принялся рубить старину. Конечно, не...
    6. Тимофеев Л.: Василий Кириллович Тредиаковский. Глава 3
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: его можно рассматривать как начало русского классицизма, но общее значение того процесса, который совершался в литературе 30-х годов, далеко выходило за пределы классицизма и оказывало существенное влияние на развитие русской литературы XVIII века, шире говоря - литературы допушкинского периода в целом. Именно в эти годы в литературу входили новые идеи, в ней возникали поиски новых художественных образов, типов, характеров, закладывались основы литературного языка, создавалось новое стихосложение. И именно Тредиаковскому выпало на долю первым, хотя еще в смутной, а иногда и косноязычной форме, уловить и выразить то новое, что должно было определить пути литературного развития. То, что в 40-е годы было уже ярко и отчетливо сформулировано Ломоносовым и Сумароковым, в неравной борьбе с которыми отстаивал свой приоритет Тредиаковский, то в 30-е годы было все же произнесено впервые именно им. Конечно, Тредиаковского ни в какой мере нельзя противопоставлять литературной традиции первых десятилетий XVIII века и даже более ранней. {Еще А. И. Соболевский в статье "Когда начался у нас ложноклассицизм?" указывал на связь панегириков украинских поэтов Киевской школы конца XVII века с одическим творчеством русских поэтов 30--40-х годов XVIII века. - "Библиограф", 1890, No 1, стр. 1--6. Близость некоторых произведений Тредиаковского к русской панегирической песне отмечена А. В. Позднеевым: "Русская панегирическая песня в первой четверти XVIII века". - "Исследования и материалы по древней русской литературе". М., 1961.} Перелом, который произошел в то время в политической, общественной, культурной, бытовой жизни России, определял, естественно, и возникновение принципиально новых явлений в литературном процессе, основное содержание которого составляет утверждение новой культуры, еще только...
    7. Автобиографическая записка (Отрывок)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: записка (Отрывок) СБОРНИК МATEPИАЛОВ ДЛЯ ИСТОРИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В XVIII ВЕКЕ. издал А. КУНИК. часть I. САНКТПЕТЕРБУРГ, 1865. ПРОДАЕТСЯ У КОМИССИОНЕРОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: А. Базунова, в С. П. Б. Еггерса и Коми, в С. П. Б. И. Глазунова, въ С. П. Б. И. Базунова, в Москве. Энфянджянца и Коми., в Тифлисе.. Цена 1 рубль сер. «Дед и отец мой были священники. Я именованный учившись, по желанию моего, покойнаго ныне, родителя, Словесным Наукам на Латинском языке, еще в молодых моих летах, в Астрахани, где моя и Родина, у Римских живущих там Монахов, а по охоте моей к учению, оставил природный город, дом, и Родителей, и убежал в Москву, да и учился в заиконоспаском монастыре прежним помянутым Наукам 8 ). По окончании Реторики, нашел я способ уехать в Голландию 9 ), где обучился Францусскому языку. Оттуду, шедши пеш за крайнею уже своею бедностию, пришел в Париж 10 ), где в Университете, при щедром благодетелей моих меня содержании, обучался Математическим и Философским наукам, а Богословским там же в Сорбоне; чему всему имел я письменное засвидетельствование за рукою так называемаго Ректора Магнифика Парижскаго Университета, для того что я там содержал Публичный диспут в Мазаринской Коллегии; но письменный сей Атестат, в бывшее пожарное приключение в конце 1746 года здесь в СП у...
    8. Ляцкий Е. А.: Тредиаковский (Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон Энциклопедический словарь.)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: образование получил из духовных книг в Троицкой школе, но словесным наукам учился у капуцинских монахов, на латинском языке. Существует известие, что отец предназначал юношу к духовному званию и намеревался женить его против воли, но последний бежал за день до свадьбы в Москву и там поступил в славяно-греко-латинскую академию. По другим сведениям, он выказал в астраханской школе отличные способности к учению и был отправлен в 1723 году в академию в качестве лучшего ученика. Ко времени пребывания в академии относятся первые стихотворные попытки Тредьяковского в силлабическом роде и первые же драмы, впоследствии им затерянные. В 1726 году Тредьяковский отправился за границу, не кончив курса в академии. В Голландии Тредьяковский жил у посланника графа И. Г. Головина и выучился здесь французскому языку, в Париже - у посланника князя А. Б. Куракина. Тем не менее, ему приходилось бедствовать за границей: просьба его в Синод "определить годовое жалованье" для окончания богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из академии. В Париже, куда он явился "шедши пеш за крайней уже своей бедностью", он учился в университете математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. Светскую жизнь французского общества, с ее вычурно-пасторальными стремлениями, Тредьяковский воспел в многочисленных русских и французских стихах. Последние сплошь посвящены любви и значительно превосходят русские благозвучием и даже известного рода изяществом. Кроме основательного знания французского языка, Тредьяковский приобрел в Париже обширные сведения в области теории словесности и классических литератур; он изучал и...
    9. Русские писатели 18 века (Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Радищев, Державин )
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: Советник Петра I, князь Дмитрий был известен также и как автор научных трудов (“Описание Молдавии” , “История возвышения и упадка Оттоманской империи” и др.) По матери А. Кантемир был потомком византийских императоров. Недолгое время он учился в Славяно-греко-латинской академии. Увлеченный преобразованиями Петра Великого, Антиох Кантемир возлагал все надежды на монархическую власть. В своих сатирах он высмеивал “злонравных” дворян и церковников. В этом жанре им было написано девять произведений (“На хулящих учение” , “На зависть и гордость дворян злонравных...” , “О воспитании” , “На человеческие злонравия вообще...” и др.). 1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен русским послом в Лондоне. Именно в это время расцветает его литературный талант. Он много пишет и переводит. Переведенная им книга Фонтенеля “Разговор о множестве миров” была при Елизавете Петровне запрещена как “противная вере и нравственности” . А. Кантемир написал также религиозно-философское произведение “Письма о природе и человеке”. Умер он молодым 31 марта 1744 г. в Париже и был погребен в московском Никольском греческом монастыре. Тредиаковский В. К. (1703—1768) ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (1703-68) , русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ] Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в...
    10. Тредиаковский В. К. (Русские писатели. Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: звание) и поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию (Заиконоспасское училище) прямо в класс риторики. Здесь же сочинил первые стихи и написал две драмы — «Язон» и «Тит», представлявшиеся учениками школы. В 1725 создал плач о смерти Петра Великого. Сочинял веселые песенки, включавшиеся в позднейшие его сочинения. В начале 1726 Василий Кириллович отправился за границу. Всепоглощающая страсть к наукам привела его к еще более рискованному бегству. Около двух лет провёл в Голландии, обучаясь языкам и знакомясь с западной литературой. В 1727, «шедши пеш за крайнею уже своей бедностью», прибыл в Париж, где жил на хлебах посланника князя А. Б. Куракина. В Париже Тредиаковский посещает в Сорбонне математические и философские лекции, а также слушает богословие. Продолжаются и его занятия стихотворством, большей частью на французском языке. В сентябре 1730 возвратился на родину образованнейшим человеком, но нужда не оставляла его. Лишь после издания «Езды в остров любви», обратившей на него внимание придворных кругов, он получает место переводчика Академии наук, часто отвлекаясь от занятий сочинением стихов для придворных празднеств. В октябре 1733 Василий Кириллович окончательно был введен в академию исполняющим должность секретаря с обязанностями «вычищать язык русский, пишучи как стихами, так и не стихами, давать лекции, составлять словари, переводить с французского на русский». Казалось, что судьба его складывается счастливо. Но зависимость ученого-разночинца от прихоти вельмож, пренебрежительное отношение знатных к деятельности первого ...