• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1847"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Создание русской революционно-демократической концепции критического реализма 1830—1840 годы. Глава 1. Белинский
    Входимость: 19. Размер: 108кб.
    2. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 2. Славянофильская критика. И. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    3. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Создание русской революционно-демократической концепции критического реализма 1830—1840 годы. Глава 2. Проблемы реализма в критике В. Майкова, Некрасова, Герцена
    Входимость: 7. Размер: 37кб.
    4. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 3. Теория "чистого искусства". Дружинин, Боткин, Анненков, Дудышкин
    Входимость: 5. Размер: 39кб.
    5. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Дальнейшая разработка революционно-демократической концепции критического реализма 1860—1870 годы. Глава 1. Чернышевский
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    6. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 1. Реакционная критика лагеря "официальной народности". Греч, Булгарин, Сенковский, Погодин, Шевырев
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    7. XVIII век – эпоха "детства" русской литературной критики (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    8. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Романтические течения в русской критике 1800—1820 годы. Глава 3. Программа гражданского, революционного романтизма декабристов. А. Бестужев, Кюхельбекер, Рылеев, Вяземский
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    9. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. На подступах к реалистической критике 1820—1830 годы. Глава 2. Статьи и заметки Пушкина и Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    10. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Внутренние течения в реалистической критике 1870—1890 годы. Глава 3. Теория русского "натурализма" ("золаизма"). Боборыкин
    Входимость: 1. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Создание русской революционно-демократической концепции критического реализма 1830—1840 годы. Глава 1. Белинский
    Входимость: 19. Размер: 108кб.
    Часть текста: концепции критического реализма 1830—1840 годы. Глава 1. Белинский Глава 1. Белинский Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был первым великим русским критиком. Он создал эстетическую программу реалистического направления. С середины 1830-х и почти на протяжении всех 1840-х годов он являлся главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного направления в России. Все лучшие традиции предшествовавшей русской критики, а также опыт современной западноевропейской эстетической мысли использованы были Белинским. Он разработал последовательную эстетическую систему взглядов, историко-литературную концепцию, открыл и воспитал множество первостепенных талантов. Он ввел основные теоретические понятия и термины реалистической критики. Белинский придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и критики считали его своим учителем: они воспитывались в «школе идей» Белинского (так назвал эту школу Щедрин). Разночинец Белинский прошел сложный путь развития от идеализма к материализму, от романтической антикрепостнической оппозиционности («Дмитрий Калинин», 1830) к осознанному революционному демократизму («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847). Его исходной позицией в области критики был реализм. Уже в первой своей оригинальной статье - «Литературные мечтания» (1834), которая справедливо считается началом русской классической критики, Белинский выступил как страстный глашатай критического реализма. Всю жизнь он строил свою эстетическую систему и свою историко-литературную концепцию. Он все более и более углублял объяснение истории поэтики и задач реализма. Деятельность Белинского наглядно разделяется на московский (1833-1839) и петербургский (1839-1848) периоды. По характеру...
    2. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 2. Славянофильская критика. И. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    Часть текста: 1830—1850 годы. Глава 2. Славянофильская критика. И. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин Глава 2. Славянофильская критика. И. Киреевский, Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин Славянофилы в своих литературных вкусах и построениях были консервативными романтиками и убежденными противниками критического реализма. Новые противники реализма прошли искусы немецкой философии, и спорить с ними было нелегко. Они сражались, можно сказать, тем же оружием, что и приверженцы реализма. Среди славянофилов следует различать два поколения. К старшему, основавшему самое учение, относятся И. В. Киреевский, его брат П. В. Киреевский, А. С. Хомяков. К молодому поколению, бравшему доктрину не в целости,- К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Позднее выступивший И. С. Аксаков, собственно, литературным критиком не был. Первоначально славянофилы сотрудничали в журнале Погодина и Шевырева «Москвитянин» (1841-1845). В 1845 году они самостоятельно выпустили под редакцией И. Киреевского первые три номера этого журнала, а затем ограничивались только ролью сотрудников. Это обстоятельство мешало читателям выделить в своем сознании особую славянофильскую критику: она сливалась в некую единую «москвитянинскую». В 1846 и 1847 годах в целях обособления славянофилы выпустили два своих «Московских литературных и ученых сборника», которые, однако, не оправдали их надежд на успех. В 1852 году аналогичный сборник был запрещен цензурой из-за сочувственной статьи о Гоголе; начались...
    3. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Создание русской революционно-демократической концепции критического реализма 1830—1840 годы. Глава 2. Проблемы реализма в критике В. Майкова, Некрасова, Герцена
    Входимость: 7. Размер: 37кб.
    Часть текста: его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее даже разошедшиеся в непримиримые лагери. С разной степенью последовательности и талантливости подхватывались и разрабатывались идеи Белинского. Это отчасти объяснялось и многоаспектностью, противоречивостью самого наследия Белинского. Рассмотрим сначала тех критиков, которые считали себя приверженцами реалистического направления и на самом деле ими были. С апреля 1846 года В. Майков заступил колаевич место Белинского в качестве главного критика в «Отечественных записках», после того как Белинский идейно порвал с их издателем Краевским. Майков был младшим братом поэта Аполлона Майкова. Очень одаренный и образованный юноша, он обещал со временем стать крупным критиком, публицистом, ученым. Слабый здоровьем, Майков двадцати четырех лет умер от апоплексического удара во время купания в окрестностях Петербурга. И. С. Тургенев в воспоминаниях о Белинском, В. П. Боткин в письмах и авторы некрологов о Майкове заявляли, что Майков вполне «заменил» Белинского в «Отечественных записках» и, опираясь на методы точных наук, даже сумел как критик пойти дальше него. В литературных кругах Майков воспринимался не только как достойный преемник Белинского, но и как его конкурент и даже антагонист. Сам Майков, в общем уважительно относившийся к Белинскому, счел возможным в первой же статье, опубликованной в «Отечественных записках»,- «Стихотворения А. В. Кольцова» (1846) -обвинить великого критика в «диктаторстве», «бездоказательности» суждений, в том, что Гоголь, например, им только «увенчан, а не объяснен». Белинский отвечал Майкову в статье «Взгляд на русскую...
    4. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 3. Теория "чистого искусства". Дружинин, Боткин, Анненков, Дудышкин
    Входимость: 5. Размер: 39кб.
    Часть текста: в критике 1830—1850 годы. Глава 3. Теория "чистого искусства". Дружинин, Боткин, Анненков, Дудышкин Глава 3. Теория «чистого искусства». Дружинин, Боткин, Анненков, Дудышкин Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера «Отечественных записок» и «Современника» с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. «Натуральная школа» 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей — Некрасова и А. Майкова, Достоевского и Дружинина, Герцена и В. Даля, была возможна на основе единого антикрепостнического фронта. Но уже к концу 40-х годов в нем наметились демократические и либеральные тенденции. Когда Белинский в 1846 году порвал с «либералом» Краевским и перешел в некрасовский «Современник», с ним вместе перешли немногие (Герцен, Огарев, Панаев). Но остались сотрудничать с Краевским Боткин, Грановский, а также К. Д. Кавелин, А. Д. Галахов. Белинский в 1847 году разошелся со старым своим другом Боткиным в оценке ряда произведений «натуральной школы». Отходили от «натуральной школы» Соллогуб, В. Ф. Одоевский, рецензенты и обозреватели литературы Кудрявцев, Мельгунов, склонявшиеся к либеральным позициям. Противоречия между демократами и либералами уже в то время выявились в спорах по поводу французской революции XVIII века, «Писем из Avenue Marigny» Герцена. С критикой западных порядков выступали Герцен, Огарев, Белинский. Защитниками всего западного в той или иной степени были Боткин, Грановский, Анненков, Дружинин, Корш, Галахов, Кудрявцев. В 40-х годах по многим вопросам они не доспорили, а наступившая после 1848...
    5. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Дальнейшая разработка революционно-демократической концепции критического реализма 1860—1870 годы. Глава 1. Чернышевский
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: веков Дальнейшая разработка революционно-демократической концепции критического реализма 1860—1870 годы. Глава 1. Чернышевский Глава 1. Чернышевский Шестидесятые годы - самая блестящая эпоха в истории русской критики и литературы XIX века. Победивший в русской литературе критический реализм сложился в мощное направление, которое теоретически и организационно вдохновлялось редакцией «Современника» во главе с Некрасовым, Чернышевским, Добролюбовым и Щедриным. Эту историческую роль вместе с «Современником» разделял другой журнал демократического направления - «Русское слово», издававшийся Г. Е. Благосветловым, в котором главным критиком был Писарев. Революционные демократы наиболее глубоко выражали интересы народа. Эта группа критиков и писателей выступала против царской реформы 1861 года, видя ее помещичий, классово-эгоистический характер. Чернышевский считал, что крестьянский вопрос может решить только революция, и он «к топору» звал Русь. Либеральный лагерь (К. Кавелин, Б. Чичерин), в который входили многие писатели, бывшие участники «натуральной школы», был доволен реформой и выступил в качестве противника радикальной борьбы. Реалистическое...
    6. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Враждебные реализму направления в критике 1830—1850 годы. Глава 1. Реакционная критика лагеря "официальной народности". Греч, Булгарин, Сенковский, Погодин, Шевырев
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: Самодержавие пыталось пристроиться к лозунгам, выработанным литературным движением; в конце 1832 года С. С. Уваров предложил правительству придерживаться политики, основанной на трех заповедях - «православие, самодержавие и народность». Власти хотели выдать свою деятельность за угодную народу. Политика «официальной народности» получала поддержку у реакционно настроенного дворянства. Появились писатели к критики, которые старались на ее основе создать художественные произведения: Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой (после 1837 г.), Е. Ф. Розен, К. П. Масальский, В. А. Солоницын, П. В. Ободовский и другие. Но никакого художественно ценного литературного направления или течения они создать не смогли. И. С. Тургенев саркастически называл этих писателей «ложно-величавой школой». Они эклектически использовали приемы романтизма и натурализма, чтобы выдать свои бездарные поделки, полные плоского моралистического дидактизма, за художественные произведения. Все эти произведения были не познанием действительности, а откровенной иллюстрацией к заранее известным верноподданническим предписаниям. Литература «официальной народности» имела и своих критиков, пытавшихся не столько сформулировать ее позитивную программу, сколько бороться с прогрессивными писателями и критиками. Этим слугам существующего режима была предоставлена широкая возможность издавать журналы, дискредитировать честных писателей, растлевать сознание читателей. В научно-теоретическом смысле писания реакционных критиков Греча, Булгарина, Сенковского, в значительной степени Погодина и даже очень начитанного и входившего в тонкости литературных разборов Шевырева не представляют большого интереса. Главными противниками Пушкина, Лермонтова, Гоголя,...
    7. XVIII век – эпоха "детства" русской литературной критики (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: – эпоха "детства" русской литературной критики (автор неизвестен) XVIII век – эпоха «детства» русской литературной критики Раскол христианства (1054 год) приводит, как известно, к размежеванию на «Запад» и «Восток» (два типа культуры и цивилизации). «Схизма (разделение церквей) отъединила нас от остальной Европы», - писал А. Пушкин, подчеркивая, что «у нас было свое особое предназначение». «Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. …христианская цивилизация была спасена». Православное вероисповедание определило «совершенно особое существование», в котором оппонент Пушкина П. Я. Чаадаев увидел «мертвый застой». Реформы Петра I приводят к столкновению и взаимовлиянию «Запада» и «Востока». Россия начинает постепенно соединять в себе то и другое. Петр I сознательно, освобождая нацию от «уз неподвижности», пытается разорвать все связи со «старой» Россией и приблизиться к европейскому уровню развития. Петербург становится столицей государства и средоточием западноевропейской цивилизации, а Москва...
    8. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Романтические течения в русской критике 1800—1820 годы. Глава 3. Программа гражданского, революционного романтизма декабристов. А. Бестужев, Кюхельбекер, Рылеев, Вяземский
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: распад возглавлявшегося Жуковским литературного общества «Арзамас» и появление первых политических обществ декабристов. Декабристы создали свою художественную литературу, свою теоретико-эстетическую программу и критику. Литературные силы декабристов были объединены в «Вольное общество любителей российской словесности», являвшееся полулегальным филиалом «Союза благоденствия». Общество выпускало журнал «Соревнователь просвещения и благотворения». Особенно большое значение имел альманах «Полярная звезда», выпускавшийся в 1823, 1824 и 1825 годах. Его издателями были А. Бестужев (Марлинский) и К. Рылеев. Декабристы пытались подчинить своему влиянию литературные общества «Арзамас», «Зеленая лампа», журнал «Сын отечества», московский альманах «Мнемо-зина». В тесной связи с их движением развивалось творчество Грибоедова и Пушкина. Литературная программа революционно-романтического направления создавалась постепенно А. Бестужевым (Марлинским), Кюхельбекером, Рылеевым. Ее разрабатывали также Гнедич, И. М. Муравьев-Апостол, Сомов, отчасти Вяземский. Трактат сотрудничавшего в декабристских изданиях О. Сомова «О романтической поэзии» сначала обсуждался на заседаниях «Вольного общества любителей российской словесности», а затем вышел в свет в «Соревнователе просвещения и благотворения» (1823). Важна была теоретическая постановка вопроса о романтизме, роли воображения в творчестве. Но Сомов обобщал пока только опыт поэзии Жуковского и раннего Пушкина, а не политическую поэзию декабристов. Это был трактат о романтизме в его еще весьма расплывчатом понимании. По признаку чрезвычайно широко истолковываемой народности и неподражательности Сомов во...
    9. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. На подступах к реалистической критике 1820—1830 годы. Глава 2. Статьи и заметки Пушкина и Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: в ней безотчетность суждений. Каченовский — «туп и неучен», Греч и А. Бестужев — «остры и забавны», Кюхельбекер — узок и резок, Вяземский — замысловат, но небрежен в общих понятиях, Плетнев — беззуб и пишет «добренькие» критики. Только у Веневитинова и И. Киреевского блеснули лучи дельной, философской критики. Пушкин спорил со своими друзьями-критиками. Он защищал Жуковского от чрезмерных нападок Кюхельбекера и Рылеева. Оспаривал преувеличенные похвалы Вяземского Озерову, Дмитриеву. А. Бестужева упрекал в том, что он в обзоре русской литературы забыл упомянуть Радищева. Спорил с Рылеевым о тенденциозности поэзии: ничего нельзя достичь выкриком, заметкой; «... сатира не критика, эпиграмма не опровержение». «Именно критики у нас недостает... Кумир Державина, l/4 золотой, 3/4 свинцовый, доныне еще не оценен... Мы не знаем, что такое Крылов» (письмо А. Бестужеву, конец мая — начало июня 1825 г.). А ведь: «Состояние критики самой по себе показывает степень образованности всей литературы вообще» («Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», 1830). Истинная критика должна быть «наукой», открывать красоты и недостатки в произведениях, основываться на совершенном знании правил, которыми руководствовался писатель, и на изучении образцов и деятельном наблюдении современной жизни. Пушкин-критик ссылался иногда на авторитеты мировой эстетической мысли, на де Сталь («О г-же Сталь и о г. Муханове», 1825; «О русской литературе, с очерком французской», 1834). Определение критики как науки заимствовано у Винкельмана. В высказываниях о драме с контрастным сопоставлением Шекспира и Расина есть заметный след влияния «Курса драматической литературы» Ф. Шлегеля. По всей вероятности, Лессинг оказал влияние...
    10. Кулешов В. И.: История русской критики XVIII—XIX веков. Внутренние течения в реалистической критике 1870—1890 годы. Глава 3. Теория русского "натурализма" ("золаизма"). Боборыкин
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: течения. Одно из этих течений, «золаизм» по крайней мере, в лице главного его представителя П. Д. Боборыкина само себя мыслило как дальнейшее совершенствование реализма. Обычно самая постановка вопроса о русском натурализме этих лет связывается с фактом публикации в 70-х годах в России «Парижских писем» Э. Золя, в которых французский писатель развивал свою оригинальную теорию «натурализма», получившую затем широчайший, всеевропейский резонанс. Особенно важными были два его письма: «Натурализм в театре» («Вестник Европы», 1879, кн. 1) и «Экспериментальный роман» («Вестник Европы», 1879, кн. 9). Упоминание о сотрудничестве Золя в «Вестнике Европы» нередко истолковывается учеными как «прививка» русской литературе чуждого ей западного, буржуазного натурализма. Литературоведам еще предстоит тщательно разобраться в составе русской литературы последней четверти XIX века, чтобы решить вопрос, были ли в ней «свои» «натуралистические» течения и как соотносится с ними «золаизм». Работа эта еще не проделана, и оценки натурализма противоречат одна другой. Или потому, что путают его различные стороны, или за натурализм выдается всякое малохудожественное, плоское произведение с претензиями на внешнюю правдивость, или вследствие неточного зачисления того или иного писателя в натуралисты. Нужно исследовать, всегда ли совпадают границы между различными сторонами натурализма в теории и практике и между натурализмом в целом и реализмом в целом. В различных научных трудах и общих курсах к русским натуралистам относят заведомо третьестепенных писателей, по поводу которых никаких споров не ...