• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Из "Тилемаxиды"
    * * * ("Должно людей примечать прилежно, да-оных познаешь... ")

    * * *

    Должно людей примечать прилежно, да-оных познаешь.
    Часто-их видеть долг и-беседовать: многажды с ними.
    Надобно, чтоб цари говорили с подвластными сами;
    Надобно, чтоб говорить подчиненных они заставляли;
    Спрашивать о делах у них советов и-мнений;
    Испытовать тех-самих не-болыпими также делами,
    В коих-бы отповедь те царям давали исправну,
    Да увидятся, суть-ли способны к должностям высшим.
    Чем, Тилемах любезный, ты научился в Ифаке
    Распознавать доброты разнь в ваянных кумирах?
    Частым видением сих, и-притом наблюдением твердым
    Всех пороков, и-в-них совершенств, - с искусными в деле
    Образом равным беседуй, и разговаривай часто
    О благих и качествах злых в человеках с другими
    Ты человеки, мудрости и добродетелей вестных,
    Кои долгим искусством тех и-познали испытно;
    Так нечувствительно сам познаешь и-ты предовольно,
    Суть каковы они и-чего от них ждать-пристоит.
    Что научило тебя познавать изрядно и-точно
    Добрых тех, и-худых, и посредственных токмо пиитов?

    Знают силу которы во-веех стихотворчества родах,
    Что показало тебе разбирать в мусикии различность?
    Тож прилежание всё к наблюдению мусиков добрых.
    Как возможно надеяться править людьми преизрядно,
    Ежели суть тебе всеконечно неведомы люди?
    Да и как их-познать, когда нет-общения с ними?
    То не-общаться с ними, что-видеть их всенародно:
    Отобоюду тут говорятся средние вещи,
    И приготовлены те прикрасами хитрыми точно.
    Долг наедине видеть их, извлекать все-из-сердца
    Тайны убежища тех, прикасаться к оным отвсюду
    И углубляться в них, да-откроется внутренность сама.
    Но дабы рассуждать о людях исправно и-прямо,
    То начинать-долг с познания, быть-им каким есть-природно:
    Надобно знать, есть что-то достойность суща и-тверда,
    Да различатся имущи сию от-сея неимущих.
    Все говорят о-достойнбсти и добродетели завсе;
    А не знают есть-что достойность и добродетель.
    Красны-то речи токмо, слова и-разбродчивы многих,
    Кои в честь-ставят себе говорить о них повсечасно.

    О добродетели, и о разуме также рассудном,
    Чтоб познать, добродетельны и разумны которы.
    Надобно правила знать правительства добра и-мудра,
    Да познаешь людей, имеющих правила оны,
    И людей, отдаленных от-сих по тонкостям ложным.
    Словом, дабы тела измерять многие верно,
    Должно иметь одну и ту постоянную меру.
    Так, и-дабы рассуждать, долг-иметь достоверны начала,
    На которых суждениям нашим-всем твердо б сноваться.
    Долг-знать, какая цель человечески жизни всеобщи,
    Кой и-конец предлагать человеков в правлении должно.
    Цель единственна и существенна токмо сия есть,
    Не хотеть никогда для-себя ни-величий ни-власти:
    То честолюбие токмо тиранскую гордость насытит;
    Но надлежит предавать себя трудам беспредельным,
    Чтоб соделать людей и добрых и благосчастных.
    Инако, ощупом идет всяк, и-по-случаю слепу;
    Тож чрез всё своея продолжение целыя жизни.
    Идет равно как-некий корабль на-пучине пространной,
    Нет на-котором искусного кормчия, правяща беги,

    Также которому все и-брега неведомы ближни:
    Сей не может гонзнуть от-разбитий и потоплений.

    Многие часто из государей, не-зная исправно,
    В чем состоит добродетель сущая, прямо не-знают,
    Должно чего искать им первей во-всех человеках.
    Истинна вся добродетель для-них есть некак сурова:
    Кажется оная им преизлишно быть неподвластна;
    Та приводит-их в страх, и-еще превесьма огорчает;
    Так обращаются все они к ласканию сладку.
    С самого же часа сего уж болей не-могут
    Искренность в ком изобресть и твердую ту добродетель:
    С самого же и-часа сего бегут за-призраком
    Тщетным ее, который точно-есть ложная слава,
    И по-которому те не-бывают прямыя достойны.
    Тотчас уже притом обыкают твердо и-верить,
    Что добродетели сущия нет на-земле всеконечно:
    Ибо добрые знают злых довольно изрядно,
    Злые ж не-знают отнюдь всех добрых сердцем и-нравом,
    Так и верить не-могут, чтоб-сии впрямь находились.
    Все государи такие токмо всем-равно не-верят:

    Тотчас приемлют подзор от самыя малыя вещи,
    Тем-что боятся людей, и сами их устрашают.
    Бегают света, в своей и-природе являться не-смеют.
    Коль-же они хотя не-желают быть-ведомы прочим,
    Но всегда бывают, однако, всякому вестны,
    Ибо подвластных им любопытство, крайно лукаво,
    Препроницает всё, и всё угадывать может,
    А они притом никого из оных не-знают.
    Любящи люди корысть, которы всегда облежат их,
    Рады тому весьма, что-они неприступны бывают:
    Царь неприступен людям, и-правде есть-он неприступен.
    Ложно чернят-те пред-ним злодейскими всё клеветами,
    И отдаляют очи ему просветить возмогущих.
    Сии цари провождают жизнь в величии диком,
    В коем, боясь беспрестани обмануты быть ухищренно,
    Суть в обмане всегда неминуемом; да и-достойно.
    Лишь утвердятся, советы примать людей от-немногих;
    В самое время то ж воспримать обязуются также
    Оных все-страсти и заблуждения ложные купно:
    Ибо и-добрые люди свои пороки имеют.

    Подлому роду и-злому, всегда рыгающу ядом,
    Всё отравляющу, что беспорочно и-есть неповинно,
    Малые самые вещи все приводящу в большие,
    Изобретающу паче зло, а не престающу
    Всех вредить повсегда и-смеющуся, ради прибытка,
    Как недоверности, так и-негодному толь любопытству
    В слабом таком государе, и толико пужливом.

    Так познавай же, о! Тилемах драгий и-любезный,
    Всех познавай-ты людей. Свидетельствуй сам-их прилежно;
    Повелевай одним говорить о-других пред-тобою;
    Порознь изведывай тех не вдруг, да-отмала помалу;
    Не полагайся ни на-кого с возлюбления вяща;
    Опыты употребляй во-твою надлежащую пользу,
    Буде когда в твоих суждениях был-ты обманут,
    Ибо имеешь быть иногда обманут конечно:
    Злые толь глубоки, уловлять что могут всемерно
    Добрых они своими притворствы и лицемерствы.
    А чрез то научись не-судить ни-о-ком препоспешно,
    Ни по-добру, ниже и-по-худу что утверждая:
    То и-другое-весьма-есть исполнено бедствий премногих.

    Не преминут подать наставление впредь на-поправу.
    Если ж ты изобрящешь таланты и добродетель
    В некоем тех из всех человеков, изведанных точно,
    То его и употребляй с надеждою к делу,
    Ибо желают люди, имеющи правое сердце,
    Да правота их вся ощущаема явственно будет:
    Лучше любительность им и-доверенность всяких сокровищ.
    Но не порть-их вверением им беспредельныя силы.
    Некто всегда б тот был добродетелен, кой не-таков уж,
    Тем-что ему государь дал-безмерную власть и-богатство.
    Кто довольно любим-есть богам, что-во-всем государстве
    Найдет двух иль трех приятелей истинных суще,
    То есть мудрых, верных и благих постоянно;

    На наполнение мест иных, которы пониже.
    Токмо чрез-добрых одних, он коим вверится прямо,
    Может познать, чего собою не познавает,
    Суть каковы в себе другие оны особы.

    "Должно людей примечать прилежно, да оных познаешь...". Из кн. 24, ст.

    "В плытие их морем Ментор изъясняет Телемаху многие трудности, как должно правительствовать народами; между прочими толкует ему способ познавать людей, дабы употреблять токмо добрых, а от злых не быть обмануту" (т. 2, стр. 201). Отповедь... исправну - правильный, точный ответ. Доброты разнь в ваянных кумирах - т. е. различные качества в "резных статуях" (прим. Тредиаковского). С... человеки, мудрости и добродетелей вестных - с людьми, известными мудростью и добродетелями. Отобоюду тут говорятся средние вещи - с обеих сторон тут говорятся общие вещи. Достойность суща - истинное достоинство. Да различатся имущи сию от сея неимущих - чтобы различать имеющих достоинство от не имеющих его. Конец - здесь: назначение. Правяща беги - направляющего движение. С возлюбления вяща - из-за особенного пристрастия.

    Разделы сайта: