СОНЕТ
из сея греческия речи:
"Στέφει τιμώντας α'υτήν 'αρετή",--то есть:
"Добродетель почитающих венчает"
Желает человек блаженства непреложно.
Тот счастия себе в богатстве чая ложно,
Приумножает все, обилие что есть.
Роскошствуя иной сластями, сколько можно,
Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть,
И их на всякий час стремится выше взнесть.
Ах! Чувствует он сам тьмы целы недостатка,
И множество свое зрит малым без придатка:
Хотя достиг конца, но мил едва успех.
А средство всех довольств - едина добродетель.
Примечания
"Трудолюбивая пчела", 1759, март, стр. 187. С некоторыми изменениями и без заглавия - "Предуведомление" Тредиаковского к 12 т. "Римской истории" Ш. Ролленя (СПб., 1765, стр. XIX). В "Новом и кратком способе к сложению российских стихов" (1735) Тредиаковский приводил сонет "в пример героического нашего стиха" и далее определял его сущность следующим образом: "Сонет имеет свое начало от италиянцев и есть некоторый род французского и италиянского мадригала, а латинской эпиграммы. Состоит он всегда из четырнадцати стихов... имея всегда в последнем стихе некоторую мысль либо острую, либо важную, либо благородную..." (см. стр. 387 настоящего издания). В пример приводился перевод сонета Барро. В "Предуведомлении" к 12 т. "Римской истории" Ролленя сонет включен в рассуждение Тредиаковского о том, что считать "окончательным человеческим благом": "Народ вообще, по различию господствующих в себе пристрастий, последним самым благом поставляет или гражданские чести и высокие степени, или роскоши и сладострастия, или богатство и сокровища; и в сих вещей самых стяжании ищет неосновательно себе блаженства. Не много тому лет назад, как я сонетом, родом превосходнейшим французския эпиграммы, состоящия в определенном числе стихов и сих расположении, утвердил, сколько позволил округ сонетный, что сие тройственное, и совокупно и порознь, не ублажает такою полнотою, чтоб сердцу человеческому быть прямо довольну и ничего уже себе не желать далее; что сих излишнее пожелание, превосходящее меру, еще и грешно; и что "одна токмо добродетель есть истинное орудие к достижению того совершенного блага, полное довольство соделывающего сердцу" (стр. XVIII - XIX), Таким образом, сонет Тредиаковского выражал его понимание нравственного смысла "Римской истории" Ролленя, которая стала для русской общественной мысли. XVIII в. своего рода кодексом гражданской морали. Роскошствуя... сластями - блаженствуя в наслаждениях. Не видя ж, ослеплен, какая в оных лесть - не видя, в слепоте своей, какой обман в них. И их на всякий час стремится выше взнесть - и всегда стремится умножить наслаждения. И множество свое зрит малым без придатка - т. е. и без новой добавки то многое, что имеет, считает малым.