Можно сказать, что возникновению и истории русской литературной критики способствовали реформы Петра I:
Учреждение Академии наук (1725), открытие Московского университета (1735), развитие издательской деятельности, появление газет и журналов – все это в той или иной степени способствовали возникновении светской литературной критики.
Особенности русской литературной критики 18 века
Становление русской литературы требовало формирования и установления норм и литературных правил. В это время жаркие споры велись по проблемам стихосложения (версификации), литературных жанров, стилевой упорядоченности и языковой ясности.
Огромную роль в этом сыграли поэты 18 века. Реформа русского стихосложения берет свое начало с трактата
«Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Василия Кирилловича Тредиаковского.
Торжеству силлабо-тонической системы стихосложения способствовал и Михаил Васильевич Ломоносов.
Ломоносов стал и автором «Риторики» и «Российской грамматики», содержание которых развивало и преобразовывало представление о русском языке. Учение Ломоносова о «трех штилях» разграничивало применение языка, описывало требования к определенным жанрам.
Работы Александра Петровича Сумарокова подготовили почву для дальнейшего развития литературного процесса. Основываясь на поэтике Буало, Сумароков предлагал систему норм и правил, которые приводили к созданию литературы европейского типа.
Работы Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова позволили создать критерии оценок художественных произведений.
Выработка литературных критериев велась в ожесточенной борьбе. Авторы подчас, разбирая те или иные литературные тексты или критические работы, не чурались своеобразного литературного доноса. Литературная критика строилась на сравнении русских художественных текстов с античными или французскими образцами.
«Трудолюбивая пчела», на страницах которого появились критические статьи и заметки. Так произошло соединение литературной критики и журналистики.
Разрабатывая систему литературных жанров, русские писатели считали, что это выведет отечественную литературу на мировой уровень.
Писатели-классицисты отдавали предпочтение таким жанрам, как эпопея, трагедия, ода.
- Жанр оды получил обоснование в работах Гаврилы Романовича Державина.
- Жанр трагедии – в работах Сумарокова.
- Теория жанра эпопеи нашла свое отражение в работах Тредиаковского, позже М. М. Хераскова.
В последней трети 18 века, благодаря либеральным начинаниям императрицы Екатерины II, в литературный процесс включилась плеяд нового поколения писателей (В. И Лукин, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др.). Во многом меняется характер и проблематика литературной критики.
От обсуждения вопросов версификации, жанровых канонов, стилистических и грамматических норм критики перешли к проблемам подражательности и самобытности литературы, природы творчества, роли отдельных жанров в литературном процессе, назначения сатиры и т. д.
Благодаря тому, что русская литературная критика стала частью журналистской деятельности, не только специалисты, но и читатели стали участниками обсуждений. Так, Н. И. Новиков в своих журналах «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» полемизировал с самой императрицей, отстаивая необходимость социальной сатиры.
Изменяются в это время и жанры критических произведений: от эпистол, размышлений, рассуждений критики переходят к рецензии, критической заметке, обозрения. В журналах появляются обзоры новых книг
На протяжении всего 18 столетия литературная критика формировалась с оглядкой на европейский опыт. Поэтому в конце века созрела необходимость осмысления проблем подражания и самобытности в литературе. Эта проблема особенно волновала молодых драматургов (В. И. Лукина, Д. И. Фонвизина, Б. Е. Ельчанинова и др.).
Так, Лукин выдвинул теорию «склонения» европейских пьес «на свои нравы», т. е. переделки иностранных текстов с учетом русской специфики (замена имен, некоторых бытовых деталей и т. п.), что способствовало пониманию необходимости обновление в русской драматургии, потребность создания национальных пьес.
В последней трети 18 века назрела еще одна проблема – оценить опыт пройденного, очертить перспективы развития литературы. Данные задачи в той или иной степени были решены в работах М. М. Хераскова «Рассуждение о российском стихотворстве» и Н. И. Новикова « Опыте словаря о российских писателях». Херасков предпринял попытку связать развитие литературы с историческими процессами.
Н. И. Новиков в своем словаре соединил библиографические сведения с литературно-критическими заметками, показал непрерывность развития национальной литературы от древнейших времен до 18 века.
– проникновения сентиментализма как литературного направления в Россию. В заметках, письмах и дневниковых записях М. Н. Муравьева впервые был выдвинут такой эстетический критерий, как эстетический вкус.
Огромный вклад в развитие литературной критики в России внес Н. М. Карамзин.
Карамзин, по словам Белинского, сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг».
Карамзин в своих статьях большое внимание уделял эстетическому вкусу как критерию оценки литературного текста, требованию индивидуальности писателя, вниманию к личности, психологизму. Благодаря Карамзину окончательно оформился такой критический жанр, как рецензия. Карамзин впервые высказал мысль о соединении этического и эстетического в художественном произведении.
Важным при оценке художественного текста становились естественность, натуральность, психологизм, историческое правдоподобие характеров, их национальная определенность. Одной из знаменательных работ писателя стала статья «О Богдановиче и его сочинениях».
писателей от ошибок.
Важным этапом в развитии русской критики стал выход журналов – «Вестника Европы», «Московского зрителя» и др.
Критика перестала быть только негативной оценкой текста, а стала опытом анализа не только литературного произведения, но и литературного процесса в целом.